#board

2022-02-26

Onishogi

Поле из девяти квадратов 3×3:

В стандартом варианте квадраты выставляются в поле 9×9: Они в центр, Солнце и Луна слева и справа, крепости по углам, ворота в оставшиеся клетки:

КВК
СОЛ
КВК

В наборе предоставляется 40 фишек. Для стандартного поля делятся по 20, выставляются в две полных линии по своему краю и две свободные фишки в третью линию по выбору.

Моды

Можно построить своё поле: использовать не все квадраты, выставлять в произвольные формы.

Или выставить только одни ворота, а другому игроку дать больше фигур (сценарий атакующих и защитников).

Для нестандартных полей можно поделить фигуры пополам, обговорить количество используемых и дальше игроки сами выберут какие из доставшихся будут выставлять на поле.

Ходы

За один ход игрок может переместить три разные фигуры. Пропускать ходы нельзя.

Чёрным квадратом на фишке обозначено текущее положение, кружками - доступные ходы относительно него. Наступать на свои фишки нельзя. При наступании на фишку соперника, она снимается с доски в ваш резерв.

Фишки из резерва можно выставлять в любое свободное место квадрата, если:

На квадрате с воротами центра нет и выставлять резерв в него нельзя.

Выставление из резерва считается ходом. Например можно сделать ход одной фигурой и вывести две из резерва на доску. Выставленная фишка может двигаться на следующий ход.

Блиц-мод

Можно попробовать вариант правил: выставлять резерв сразу при занятии центра квадрата и разрешить использовать взятые этим же ходом фишки.

Т.е. снять фишку соперника, наступить своей на клетку Луны и сразу выставить только что взятую фишку в этот квадрат.

Условия победы

В Онисёги нет главной фигуры типа короля. Для победы нужно провести свою фишку до ворот соперника.

При невозможности достижения, посчитать очки: по +1 за занятые центры пустых квадратов, по +2 за Луну и Солнце, +3 за Они.

История

После разработки игры Onitama возникла идея сделать набор фишек для шахматной доски с фигурами из неё. Параллельно изучалась игра Сёги и подумал разметить доступные ходы фишки сразу на ней, вместо совершенно незапоминаемых иероглифов. Сложил один плюс один и получилась Онисёги. Потом понадобилось расставить на поле точки интереса, т.к. классическое условие победы “достань короля” здесь не подходит.

В процессе пришлось дорисовать две фишки, которые портированы в Онитаму как карты (Gazelle и Saiga), тогда количество фишек соответствует Сёги, но каждая фигура уникальна. Онисёги и Онитама в расширении ограничены только комбинациями ходов, а обозначение из настоящих и мифических животных с характером, похожим на ход фишки найти всегда можно.

В первой редакции правил Онисёги условие победы достигалось контролем клетки Они три хода или Солнца с Луной одновременно два хода. Длительности менялись, но это не улучшало играбельность.

Механика снятия фишек в резерв с последующим выставлением приблизило сёги к таме, т.к. каждая фишка теперь может побывать у всех игроков, а тупиковые фишки после снятия могут выставляться в более удобное место.

Три движения за ход очень сильно добавляют динамики. При одном движении большинство фишек за игру не двигалось с места.

Первая версия

Image Image

Поле может строиться разными вариантами

Image Image

Было несколько вариантов фигур, выбран четвёртый

Image

Реальная партия

Image

Печать

Предполагается гравировка и вырезка ЧПУ лазером из фанеры.

Image Image